Михаил (mlzr) wrote in lectura_facil,
Михаил
mlzr
lectura_facil

Многие группы испанского инди-попа в период своего становления находились под сильным влиянием ранней испанской новой волны. Решил написать пару слов об этом явлении. Напомню, что «Новая волна» (англ. New Wave) — музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок-музыки, возникшие в конце 1970-х — начале 1980-х гг. и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока. Нужно отметить, что, в отличие от Великобритании или США, процесс зарождения мадридской новой волны - Movida Madrileña - проходил на рубеже эпох. Страна пережила почти сорок лет франкистской диктатуры (1936-1975), который закончились со смертью диктатора Франсиско Франко в 1975.
Мадридские ночи в те годы бурлили, молодежь впитывала все новое, необычное – underground, наркотики, свободную любовь :O), контркультуру. Появление независимых фирм грамзаписи (Dro, MR, Nuevos Medios и т.д.) позволило записывать новую музыку. Политические силы старались всячески поддерживать альтернативную культуру, чтобы показать необратимость перехода от франкистского общества к новому обществу демократии; этот образ современной Испании был использован в международном масштабе, чтобы разрушить уничижительный стереотип, который страна приобрела в течение четырех декад диктатуры.
Movida, которая распространилась и на другие регионы, охватила многие стороны культуры: живопись, кино (небезызвестный Альмодовар), литературу, музыку. Яркими представителями последней считаются Alaska y los Pegamoides, Los Secretos, Glutamato Ye-ye, Décima Víctima и другие.

 

Моментом, олицетворяющим начало Movida, считается концерт, посвященный памяти лидера группы Tos, состоявшийся 9 февраля 1980 в Escuela de Caminos с участием Los Secretos, Nacha Pop, Paraíso, Alaska y los Pegamoides, los Trastos, Mario Tenia y los Solitarios, Mamá, los Rebeldes (будущих Bólidos). Пиком явилось 23 мая 1981, когда ученики факультета архитектуры Политехнического Университета Мадрида вместе с Klub организовали " Концерт Весны ". Более 15.000 человек встретились на фестивале, продолжавшемся более восьми часов. Порядок выступления групп определялся жеребьевкой Farenheit 451, Alaska y los Pegamoides, Los Secretos и т.д.

Tos – название под которым будущие Secretos делали первые шаги на сцене конца 70х.

В 1975 Хосе Энрике Кано (Canito) уже зажигал на мадридской земле версии Dylan-а, Crosby, Still, Nash & Young и The Byrds вместе с тремя приятелями из колледжа, братьями Urquijo: Javier, Enrique и Álvaro. К 1978, немного экипировав себя музыкально, квартет обозначается как Tos (Кашель) и пробует исполнять свои песни непосредственно на праздниках в институтах и больших колледжах. Canito (вокал и ударные), Enrique (вокал и бас), Álvaro (вокал и гитара) и Javier (гитара) записали свою кассету к началу следующего года.

В 1979 эту первую домашнюю запись уже можно было услышать на Волне 2. Это были короткие песни с прилипчивыми рефренами, многоголосием, текстами, полными подростковой беспечности, подруг, пьянства, проблем поколения... Герои песен совершенно отождествлялись с молодежью того же возраста. Музыканты заменили акустическую гитару на электрическую и, в тех первых музыкальных упражнениях, не забывали о чужих песнях (например - Don´t Cry No Tears Нила Янга, превращенная в No llores).

К несчастью, в новогодний день 1980 года Canito гибнет в автокатастрофе. Два месяца спустя, в феврале 1980, многие группы объединятся, чтобы отдать ему дань на концерте, который считается стартовым выстрелом для новой мадридской волны.

Годами позже, в середине десятилетия, лейбл Dos Rombos, издал посмертный EP, который собрал четыре темы, включенные в кассету 1979.Братья Urquijo приглашают ударника Педро А. Díaz и на концерте в честь Canito представляют новую группу Los Secretos (Секреты).

Polydor записывает их в июле. Они печатают EP ограниченным тиражом, который продается за одну неделю, 5000 пластинок. Déjame становится классикой и песней, которая лучше всего идентифицирует Секреты. С его первым LP они преодолевают успех EP. Но злой рок преследует их - Педро А. Díaz тоже гибнет в автокатастрофе. Правда, ребята смогли найти силы и, несмотря еще и на смерть Enrique, играют до сих пор.
 

Alaska (Olvido Gara) родилась в Мехико, но росла в Испании, где влюбилась в Боуи и Лу Рида и заявила, что хотела бы быть мальчиком, ну просто, чтобы быть геем. Этот ненавязчивый юмор, как и вызывающее поведение, помогли Аляске попасть в состав одной из первых испанских панк-групп Kaka de Luxe. Яркая личность, она, даже не будучи певицей, затмевала партнеров. Собственно говоря, все это можно увидеть в первом фильме Педро Альмодовара «Пепи, Люси, Бом и другие». Бом – это и есть Аляска.

Alaska y los Pegamoides (Аляска и Целлюлоза) была сформирована в 1979, когда из Kaka de Luxe выделились четверо: сама Аляска, Nacho Canut, Manolo Campoamor и Carlos Berlanga. Четверка поняла, что их интересы диаметрально расходятся с интересами оставшихся (Fernando Márquez "El Zurdo", Enrique Sierra и Pablo Martínez). К ним присоединились еще двое: Ana Curra, с которой Аляска напилась как-то в мадридском баре Pentagrama, и Eduardo Benavente, а вокалист Маноло Кампоамор скоро ушел. Его место было занято Аляской. Еще без ударника, они выступили на концерте в честь Canito, использовав ритм-бокс, который Аляска откуда-то притащила. Уже имея человека на ударных, группа записала его первый сингл «Ужас в супермаркете». Для Испании это был подлинный взрыв! (Не сильно сложная в музыкальном плане песня производит благоприятное впечатление молодецкими задором и удалью).

В 1982 группа выпустила свой единственный альбом, Grandes éxitos, из которого был извлечен самый знаменитый и успешный сингл Bailando (был даже издан в ЮКей на английском).

Эстетика группы менялась в течение ее жизни от поп-музыки через панк и готику к пессимизму и дарку (чего только стоит знаменитая фотосессия на кладбище). Но во всех своих образах исполнители являли собой яркое незабываемое зрелище, необычное для Испании тех лет. Музыка – настоящая новая волна, без жанров и границ.

Далее были Parálisis Permanente (Ana Curra и Eduardo Benavente) и Alaska y Dinarama (Карлос Берланга, Начо Канут и Аляска в качестве вокалистки), разбитая позже еще на две части: умерший уже Карлос Берланга с сольными записями и Начо с Аляской в составе Fangoria. 

Mamá сформировалась в 1979, объединив бывших членов групп pseudo-hippies. Певцом, композитором и лидером группы был Хосе Мария Гранадос. Скачок в группу лидеров произошел на чествовании Canito; выступление Mamá запомнилось, они стали модными. Вслед за EP ограниченного выпуска, изданным Polydor, последовал первый альбом: El último bar (Последний бар), заявивший становление поп-начал. Далее дело пошло хуже, и не по вине группы, а скорее из-за ошибок в продюсировании второго диска. В любом случае, Mamá является забытой драгоценностью 80х стоимостью больше, чем дала им Испания в то время. Их милое исполнение музыки хиппи с точки зрения новой волны добавило каплю мягкости в мега-варево под названием Movida.  

Los Bolidos исполняли коктейль из The Who, The Clash, The Jam или Rezillos и испанского pop-а 60-ых годов. Чистый голос певицы и совершенное музыкальное исполнение были отличительными признаками группы, которой удалось создавать кучу метких поп-мелодий. Не вызывает сомнения, что тема Ráfagas (Шквалы) была классикой новой мадридской волны 1980 года.

Эмбрион Болидов появляется в Мадриде весной 1979, когда гитаристка Isabel San Gabino вынуждена была оставлять Paraíso (Рай), мифическую группу, ведомую Fernando Márquez el Zurdo (бывшим участником Kaka de Luxe). Тогда, через различные объявления, размещенные в музыкальных магазинах и на радиостанции Волна 2, беспокойной гитаристке удается сформировать группу вместе с Javier Gutiérrez (бас), Antonio Siegfried (гитара), Carlos (ударные) и Carmen Madeirolas и Merche, бывшими вокалистками Рая.

Вначале новое образование представилось Rebeldes (Мятежниками), позже они поменяли имя из-за одноименной барселонской группы rockabilly. Группа нашла новое имя, которое отлично определило их мощный и вибрирующий поп - родились Болиды.

Летом 1979 новая мадридская группа уже регулярно выступала в подвале на улице Primavera - в Lavapiés, деля помещение с Alaska y Los Pegamoides и Paraíso. Тогда группа начинала формировать свой репертуар. Болиды превратились в авторитетных авторов классики новой мадридской волны: Ráfagas, Cabeza de Cristal, No te creas или Adiós, исполняемой в пабах столицы таких как Raíces (или залах как Alfil). В январе 1980, группа делает первую запись на кассету с в Doublewtronics с песнями: No te creas и Oh Oh Oh (Encontré el Paraíso). С другой стороны, месяцем раньше, Carmen участвует как вокалист в записи сингла Рая.

На следующий год, 9 февраля 1980, Болиды (тогда еще Мятежники), выступают на концерте чествования Canito . Записывается вторая кассета с темами: Ráfagas и La máquina, под покровительством RNE и Волны 2. Вскоре, Merche оставляет группу.

Уже летом 1980, группа окончательно завоевывает критику и мадридскую публику своим pop’n’roll-ом на концерте, организованном журналом Dezine в El Sol, где они стоят на сцене рядом с такими группами как Las Chinas, Paraíso и Alaska y los Pegamoides. Теперь Болиды считаются одной из самых обещающих групп новой испанской волны, несмотря на то, что не имеют диска. Кроме того, группа становится крайне популярной во всей стране благодаря появлению в программе канала TVE ‘Жить каждый день ’ (пионере reality-шоу в Испании), где рассказывалось о ежедневной жизни группы, хотя характер шоу был пожалуй преувеличенным люмпенизированным или богемным 8). Кроме того Javier был призван Alaska y los Pegamoides на замену Начо Кануту в видео ‘Ужаса в супермаркете ’, также как и в кампании по продвижению диска, поскольку басист Целлюлозы предпочел отпуск в Майами.

Отвергнув несколько предложений по записи диска по различным мотивам, Болиды распадаются в 1981 - Javier и Antonio уходят в армию. Итак, Болиды исчезли, не оставляя виниловых следов в виде диска, хотя, двумя годами позже, в 1983, друг и верный последователь группы, Chema Arnedo взялся за издание на виниле - под маркой Dju Dju - EP антологию (Ráfagas, No te creas и La Máquina),которая быстро превратилась в одну из наиболее редких пластинок испанского попа.  

Glutamato Ye Ye не участвовал в ТОМ судьбоносном концерте .

Но это было одно из имен, которое звучало на устах большого количества любителей, хотя почти не упоминалось в прессе (а мы ведь знаем, что ты не знаменит, пока ты не на обложке музыкального журнала). Хотя певец группы, Иньяки Фернандес, и без журнальных обложек стал одной из самых эффектных особ первых лет Movida, благодаря своему провоцирующему образу - он щеголял челкой и усами а-ля Адольф Гитлер.

Глютамат формирует в 1979 Ramón Recio – поэт, который искал музыкантов, чтобы облечь свои стихи в музыку. После нескольких неудачных попыток (Recio мало что понимал во всех этих поп, хэви или сальса) был найден подходящий состав, который, однако, не прососуществовал и года... Певец Iñaki, брат Ramón-а Manuel (гитара), Eugenio (гитара) и Jacinto с Carlos-ом на басу и ударных. Уход на военную службу Iñaki стало причиной бездействия (попытка заменить его на девушку провалилась).

Восстановив состав в 1981, группа занялась странной эстетической активностью. Они стали сердцем так называемого движения hornadas irritantes (раздражающих выпусков), которое вызвало возбуждение в Мадриде. Glutamato Ye Ye и соратники стремились освежить музыкальную атмосферу, борясь против всех "babosos" ("слюнявых" - hippy-направления и производные) и особенно против ортодоксальной музыкальной прессы. Оружие: ядреное бескомпромиссное звучание и тексты, насыщенные под завязку сарказмом.

Поиграв в большом количестве мадридских баров они отправились на запись в Spansuls. Они записали первый EP в 1982, но то, что должен было стать PNK-001 Spansuls, было продано в печать DRO, превратившись в DRO-005 EP Un hombre en mi nevera.

В дальнейшем Glutamato Ye Ye стали важными, завели фирму грамзаписи Goldstein (обанкротилась), сочинили супер-песню Todos los negritos tienen hambre y frío (Все негры голодные и холодные), которая стала очень популярной и продалась в кол-ве 40000 копий и даже были выдвинуты на Евровидение в 1985 (не поехали). 

Décima Víctima (Десятая Жертва) произвела переворот в музыкальной испанской панораме в 1981 своим темным интимным звучанием, которое достигло момента вершины в таких песнях как Tan lejos (Так далеко). Несомненно, этот испано-шведский квартет был лидером ‘ темной волны ’ поп-музыки 80-ых годов.

В 1981 мадридский поп вошел в область 'темных' отражений, потеряв невинность первых лет. Дарк властвовал, и музыкальные модальности указывали на влияние британцев; Joy División, Bauhaus, Killing Joke. Пост-панк завоевывал Испанию, на концертах властвовал строгий траур и уже не было места для проявлений радости. С другой стороны, произошло повторное открытие старых записей The Doors и Velvet Underground.

Парадоксально, что три из первых групп, которые приняли эти музыкальные понятия в Испании (Décima Víctima, Gabinete Caligari и Derribos Arias), появились вслед за расколом поп-групп с солнечным звучанием и шутливыми текстами: Ejecutivos Agresivos и Ella y los Neumáticos.

Немногим ранее, в Мадриде конца 1980, одной из первых групп, которая явится предпосылкой Десятой Жертвы была Cláusula Tenebrosa - инструментальный дуэт, объединивший Lars и Per Mertanen, двух братьев-шведов, детей члена Дипломатического корпуса этой северной страны в столице Испании, которые в последствии влились в группу Ella y los Neumáticos. С другой стороны Carlos Entrena, после того, как Ejecutivos Agresivos начали дробиться, сформировал Automáticos вместе с гитаристом этой ska-pop группы, Jaime Urrutia и барабанщиком Edi Clavo (экс-Ella y Los Neumáticos), которые сами позже основали свои основатели немного после группы Gabinete Caligari.

Название было заимствовано у Роберта Шекли. Оба образования плавились в одном котле, путаясь между двумя названия в течение пары месяцев до тех пор, пока в январе 1981 не была представлена окончательной формы группа Десятая Жертва с Carlos-ом (вокал), Per-ом (бас) и Lars-ом (гитара, клавишные и ритм-бокс).

Через несколько месяцев после создания, порядком эпатировав мадридскую публику, еще мало привыкшую к упражнениям в темном духе - первоначальное трио принимает решение заменить ритм-бокс на ударника José Brena, что помогло завершить искомое звучание. Таким образом, новый квартет был готов к тому, чтобы записать дебютный диск, который материализуется месяцем позже в сингл на Grabaciones Accidentales (GASA), новом независимом лейбле. Сингл содержал темы El vacío, Sumido en la depresión и La razón de la discordia, три песни, переполненные темными и терзаемыми текстами, с тонкими ходами гитары и доминирующим басом всегда в первой плоскости, подобно британским подданным Joy División.

Став известными как одно из самых интересных предложений столичной волны, уже в 1982 Десятая Жертва выпускает второй EP (как и оставшаяся часть их дискографии, был напечатан GASA), работу, которая покажет состав, превращающийся в один из столпов Movida 80-х; Tan lejos - захватывающая песня, которая воскрешает глубокие и меланхолические атмосферы, и которая более доступна, чем оставшаяся часть диска с темнейшими Noviembre и El signo de la cruz.

Первая долгоиграющая запись Десятой Жертвы (Décima Víctima, GASA, 1982) состояла из 12 треков, которые обладали плотной атмосферой, как и в предыдущей работе, но с проблесками едкой критики общества (Otro futuro), сверканием оптимизма (Fe en ti mismo) и вдумчивыми субъективными описаниями (Desde el acantilado). Кроме того, диск включал инструментальную тему - Más allá del silencio, что представляло некую величину в музыкальном плане. Парадоксально, несмотря на то, что группа считалась уже одним из самых обещающих образования эпохи, Десятая Жертва лезла из кожи вон в течение всего года, доказывая лидерство. Позже, уже в 1983, они закончили тем, что расплатились с публикой, издав две новых работы: макси-сингл Algo en común и его 7’’версия - целая роскошь! - Un lugar en el pasado с макси и неопубликованная тема Panorama esperanzador.

Неожиданно, в том же 1983 обстоятельства стали враждебными для квартета; сообщение в конце года о отъезде семьи Mertanen ставило под угрозу существование Десятой Жертвы. Они объявляют о распаде на прощальном концерте в конце года в зале Rock-Ola. В течение первых месяцев 1984 муссируется возможное изменение состава, но в тот же самый год, Десятая Жертва появляется снова с первоначальным составом на радость приверженцев и являет на свет второй альбом: Un hombre sólo - коллекция 10 песен, которые отличаются более чистым звуком и богатством мелодий, все это составляет манифест зрелости группы. Критика впала в экстаз от заглавной темы альбома, который содержал и другие драгоценности интим-попа: такие как Es sólo el comienzo или Tierra negra. К несчастью, Un hombre sólo поставил точку – квартет распался окончательно из-за переезда семьи Mertanen. (DRO издала в 1994 СD компиляцию Resumen, которая собрала большую часть работы квартета).

А где-то в недрах плодородной испанской земли уже готовился проклюнуться росток инди-попа…

Послушать для начала можно:

Сборник VA 2007 - The Early Spanish New Wave - вышеупомянутые и другие представители

http://ifolder.ru/8438346

http://ifolder.ru/8438786

Alaska Y Los Pegamoides 1982 – St – сборник синглов

http://ifolder.ru/8439347

Décima Víctima 1994 - Resumen – с обложкой от Javier Aramburu и напутственным словом Ibon Errazkin.

http://ifolder.ru/8443590

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments